Народное радио

Интернет-вещание

 

23.02.2009

По материалам молдавского ежедневного новостного онлайн издание Resurs.md, руководимое Владимиром Кармановым — прогноз погоды в Молдове

Программа о русском языке «Слово»


Зинаида Дерягина, кандидат филологических наук

Из программы о русском языке «Слово»


Вопрос: В Москве многие вокзалы называются понятно, то есть с Казанского поезда идут в Казань, с Ярославского – в Ярославль и дальше, с Курского – в Курск. А почему Павелецкий вокзал так называется?
Этот вопрос мы получили от Анны Новиковой.
Ответ: Сразу скажем, что вопрос этот очень интересный! Добавим ещё к тому, что было замечено нашей радиослушательницей — это названия Белорусского и Рижского вокзалов. Их современные названия тоже вполне понятны: от одного поезда идут в сторону Белоруссии, а с другого — в Ригу, в Латвию. Но в Москве, кроме Павелецкого вокзала, для кого-то может быть также непонятным, например, название такого вокзала, как Савёловский. Оказывается, и это название вокзала также не выпадает из той закономерности появления названий, которую мы только что выявили. С Савёловского вокзала поезда идут в сторону Углича через станцию Савёлово. Сейчас эта станция относится к городу Кимры, собственно говоря, это город Кимры, но его железнодорожная станция носит совсем другое название – Савёлово. Когда-то это деревня Савёлово.

А теперь мы постараемся разобраться в том, почему же Павелецкий вокзал в Москве получил такое название.

Наш ответ мы начнём с того, что на Руси традиционно дороги, которые шли из населённого пункта, часто назывались по имени того поселения, к которому они прокладывались. И эта особенность сохраняется, к примеру, в названиях некоторых старинных московских улиц, которые были первоначально именно дорогами. Так, Тверская улица имеет своё направление в город Тверь. Большая Дмитровка и Малая Дмитровка — ведут в город Дмитров, который стоит на реке Яхроме. Эта река долгое время служила речным портом Московского государства. Город Дмитров был ближайшей к Москве речной пристанью, через которую можно было выйти на Верхнюю Волгу. Водный путь за городом Дмитровом начинался по речкам Яхроме, Сестре, Дубне и доходил до Волги. Со временем Дмитров утратил своё былое значение, превратился в уездный городок. Но поскольку он имел когда-то такое важное значение для Москвы, то и дорога, а впоследствии и улица получила название по этому городу – Дмитровка. Причём, основная часть этой дороги называется Большой Дмитровкой, в второстепенная, примыкавшая к ней, – Малой Дмитровкой.
Точно так же дорога, которая шла когда-то из Москвы в Золотую Орду, стала называться москвичами Ордынкой. И основная её часть – это Большая Ордынка, а вспомогательная, побочная, — Малая Ордынка. Улицы с этими названиями также сохранились, они есть на современой карте Москвы. И даже, оказывается, такая известная московская магистраль, загазованная и очень опасная сейчас для жизни, Варшавское шоссе, тоже первоначально была дорогой в Варшаву, именно потому это шоссе и было так названо когда-то. Это не современное, а старинное название.
И вот эта же особенность именования закрепилась и за некоторыми железными дорогами, а также, естестенно, и за железнодорожными вокзалами. И совершенно справедливо наша слушательница отмечает, что с Рижского вокзала можно уехать в Ригу, с Ярославского – в Ярославль и дальше, с Белорусского – в Белоруссию. По точно такому же принципу образовано, например, название Московского вокзала в Петербурге, на который прибывают именно московские поезда. Правда, здесь есть и исключения. Они касаются, в частности, первоначального названия вокзалов в Москве и в Петербурге. Оказывается, вначале они не были ориентированными, то есть вокзал в Петербурге не назывался Московским, а вокзал в Москве не называли Петербургским. Они были Николаевскими – по названию Николаевской железной дороги, которая соединила две русские столицы – Москву и Петербург. А сама дорога, в свою очередь, была так названа по имени императора Николая 1, в правление которого началось её строительство. И только в 20 веке, в советское время (после переименования Петрограда в Ленинград) эти вокзалы получили именно ориентированные названия: Ленинградский – в Москве, а в Петербурге – Московский.
Но мы вновь должны вернуться к нашему вопросу: почему же московский вокзал был назван Павелецким? В самом начале нашего сюжета мы отметили, что в названиях вокзалов просматривается тенденция именования их по городам или по другим каким-то населённым пунктам, к которым направлены железнодорожные линии. Но относится ли это к Павелецкому вокзалу? А если относится, то где же тогда находится город с названием — Павелец?

Как оказалось, Павелец есть. Он находится в Рязанской области (в Скопинском районе). Это железнодорожная станция на линии Москва — Ожерелье – город Чаплыгин. Но что любопытно, Павелецкий вокзал в Москве первоначально назывался Саратовским. И это его именование было тоже ориентированным. Всё дело в том, что в конце 19 века одна из самых крупных железнодорожных кампаний России (Общество Рязанско-Уральской железной дороги) добилась разрешения на строительство новой железнодорожной линии, которая должна была связать Москву с Саратовом и в целом – со Средним Поволжьем. Место для будущего московского вокзала (или как тогда говорили – станции) выбирали очень тщательно. Эту станцию решили строить в Замоскворечье. Это и понятно, потому что направление железной дороги было южным и юго-восточным. А именно Замоскворечье находится в южной части города. Для строительства железнодорожной станции предлагали разные места: там, где была Конная площадь, а также — у Спасской заставы, то есть рядом со Спасским монастырём (мы сейчас его называем только Ново-Спасским). Причём, для этого нужно было построить железнодорожный мост через Москву-реку. Но более удачным было выбрано другое место: на юго-востоке Москвы в Кожевниках. Считается, что эта слобода была поставлена татарами ещё в 14 веке. Здесь, на левом берегу реки Москвы, кожевники промывали в воде шкуры лошадей и выделывали из них кожу. И в середине 16 века здесь также жили кожевники (название этой слободы дошло до нашего времени в названии Кожевнической улицы). И позднее именно здесь располагались кожевенные заводы. Известно, что в 18 веке из 19 московских кожевенных заводов в Кожевниках находилось 17, то есть большая их часть. 12 из них принадлежали купцам 1-й гильдии, а 5 заводов – купцам 2-й гильдии, то есть самые именитые купцы были владельцами этих заводов. И через 100 лет, уже в 19 веке (1853), из 23 московских кожевенных заводов в Кожевниках было 19 заводов. Наиболее известным заводчиком-кожевником в 18 веке был купец из старообрядцев Михайла Гусятников, а из заводчиков 19 века — опять же старообрядцы — купцы Варыхановы и Бахрушины. Да и в 20 веке этот район Москвы по-прежнему оставался центром кожевенной промышленности (и прежде всего следует назвать обувную ф-ку «Парижская коммуна»)
Но вернёмся к началу строительства Павелецкого вокзала в Москве. Эту новую железнодорожную станцию решили строить в Кожевниках, на улице Зацепа. И, я думаю, здесь нам вновь следует уйти чуть в сторону, то есть, хотя бы очень кратко, в общих чертах, объяснить происхождение этого старого московского названия — Зацепа. Мы объяснили название московской слободы – Кожевники. А что значит – Зацена? И как и когда появилось это название? Как считают историки, это название связано с таможенным досмотром. Здесь, на пересечении дорог, которые вели в Москву, были устроены таможни, где проверяли возы с товарами, которые ввозились в город. Главной задачей таможенников было – следить за тем, чтобы торговцы не провозили в Москву товары, не оплаченные пошлиной, и также товары, которые не дозволялось ввозить в столицу, например, спиртные напитки. Как видим, задачи таможенников – одни и те же. Времена меняются, но как это было раньше, так и сейчас, таможенники следят за тем, чтобы платился таможенный налог, не провозились недозволенные, опасные продукты.
По одной из версий, название улицы Зацепа связано с тем, что здесь вдоль улицы-дороги, по которой шли обозы, была протянула железная цепь. Для проезда оставался очень узкий проход. И местность, которая была по ту сторону этой железной цепи, то есть за пределами Земляного вала, стала называться Зацепой. Существует и другое объяснение, но оно также связано с таможенниками, которые проверяли возы с сеном длинными заострёнными шестами, то есть они как бы «щупали» эти возы, прокалывая их. Можно сказать, что подозрительные возы таможенники «зацепляли», отсюда и название Зацепа, которое перешло и на часть Земляного вала, получившего название – Зацепский Вал.
Как видим, сейчас трудно сказать, как же именно появилось название Зацепа. Ясно здесь только одно, что связано оно с таможенным досмотром в этой части Земляного вала. Сама же улица Зацепа появилось только в начале 19 века, когда был срыт Земляной Вал (1820-е годы) – по линии современного Садового кольца. Это очень короткая улица (длина её — около полукилометра), а проходит она от Малого Краснохолмского моста до Новокузнецкой улицы. Но именно эта улица Зацепа и стала тем местом, которое было выбрано для строительства нового московского вокзала в 1899-1900 годах.
Известно также, что 19 января (по ст.ст.) 1900 года было открыто движение поездов на Рязано-Уральской железной дороге. Так в то время называлась Павелецкая дорога. И эта железнодорожная линия первоначально заканчивалась именно у маленького городка Павелец-Тульский (сейчас он относится к Рязанской области). Новый вокзал в Москве к этому времени ещё не был готов, поэтому первые поезда приходили на Курский вокзал. Но вскоре был построен Саратовский вокзал (арх. А.Красовский) – именно такое название он получил. Здание его было двухтажным, а над средней его частью был возведён 3-й этаж. И ещё были надстроены мансарды над боковыми выступающими частями здания. Здание было построено из кирпича на бутовом фундаменте. Фасад был облицован специальным кирпичом, а цоколь – тёсаным камнем.
Перед вокзалом была разбита небольшая площадь со сквером, как это было предусмотрено: «длиною вдоль Зацепы не менее 70 сажен и шириною от пассажирсокго здания до Зацепы не менее 20 сажен». Справа от привокзальной площади был открыт обширный Зацепский рынок, для которого уже в советское время (30-е годы) были построены крытые деревянные помещения (этот рынок в 1941 году сгорел). Как пишет известный историк П. В.Сытин, «вокзал оживил местность, и по этой улице (имеется в виду Кожевническая ул.) потянулись ломовые подводы в Симоново и обратно…».
Уже в 20 веке, после Великой Отечественной войны, Саратовский вокзал стал называться Павелецким – по станции Павелец, хотя эта станция уже не была конечной на этой железнодорожной линии.

И ещё мы должны сказать, что чуть более 20 лет назад (1987 год) здание Павелецкого вокзала было реконструировано (арх. А.Гурков, С.Кузнецов, А.Воронцов), в результате чего площадь его увеличилась втрое. Интересно то, что авторы реконструкции сохранили старую постройку вокзала, она образует левое крыло нового здания (сохранились 2 зала с их первоначальным декором). С другой стороны, в виде правого крыла, было построено аналогичное здание. И соединяет эти два крыла также вновь построенный главный вход вокзального здания. Снаружи новый вокзал кажется одноэтажным, но на самом деле в нём три уровня помещений для размещения пассажиров и ещё — технический этаж.
Итак, мы сегодня рассказали о происхождении названия Павелецкого вокзала. Когда-то станция Павелец (находится в 238 км от Москвы), при строительстве этого южного железнодорожного направления, была одной из конечных, потому-то её имя и перешло на название этого московского вокзала.
И чтобы наш рассказ был вполне законченным, мне кажется, что нам следует сказать ещё несколько слов и о названии самой этой станции. Она получила своё имя по расположенному рядом селу Павелец, стоящему на речке Верде. Название села, скорее всего, образовано от имени первого владельца или первопоселенца (Павелец – это уменьшительная форма имени Павел, сравните, например, Ларинец – от Ларя-Ларин-Ларион; Карпец — от Карп).
В конце 19 века село Павелец стало известным в России и только потому, что именно отсюда вывозили в Москву камень, предназначенный для постройки Храма Христа Спасителя. Кроме того, здесь было обнаружено месторожение каменного угля. Для его разработки в 1872 году было образовано даже «Акционерное общество каменноугольной промышленности московского бассейна». Но вскоре это общество распалось. И ещё в окрестностях села Павелец в конце 19 века горным инженером Романовским было обнаружено месторождение серы, но в то время это месторождение не было подробно обследовано и, главное, не выяснено практическое его значение.
Возможно, именно потому, что возле села Павелец были обнаружены и
залежи каменного угля, и залежи строительного камня, а также месторождение чистой серы, то рядом строящуюся станцию Рязано-Уральской железной дороги и назвали именем этого села — Павелец.
Вот такая здесь история.

Зинаида Дерягина

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10